В Астане, во Дворце Мира и Согласия, состоялся круглый стол «Астана – территория Халал», организованный Татарским образовательным культурным центром  «Дуслык» г.Астаны и Центром дружбы женщин мира при поддержке Ассоциации татар и башкир Казахстана.

В мероприятии приняли участие представители Ассамблеи народа Казахстана, Министерства индустрии и новых технологий РК, Министерства сельского хозяйства РК, эксперты ОЮЛ «Ассоциация Халал Индустрии РК», предприниматели, руководители этнокультурных объединений и НПО, духовенство, СМИ. 

 

Главной задачей мероприятия было проанализировать наличие ассортимента Халал в столице, а также обсудить актуальность открытия точек и отделов продажи данной продукции, особенно в период подготовки города Астаны к проведению Международной выставки ЭКСПО-2017. 

Как отметили участники, сегодня в Казахстане все чаще появляются предприятия, занимающиеся производством Халал-продукции. В свою очередь, потребность в этих продуктах среди населения нашей страны за последнее время возросла в десятки раз. Данная категория имеет свое отношение не только к продуктам питания, но и к косметике, парфюмерии и др. 

 «Продукты, купленные в магазине – не гарантия качества. Санитарные врачи Казахстана ежегодно тоннами снимают с прилавков   некачественные пищевые продукты. Эта проблема особенно отрицательно сказывается на здоровье социально уязвимых слоев населения: семей со средним достатком, ниже среднего, женщин детородного возраста, подрастающего поколения, детей», – сообщила председатель ТОКЦ «Дуслык» Яннат Низамутдинова. 

По ее словам, осознавая важность этой темы, этнокультурное объединение не смогло остаться в стороне, не приняв активного участия в исследовании проблемы, поскольку она является насущной не только для Казахстана, но и для всего мира. Стоит отметить, проведенное мероприятие вошло в план работы Всемирного конгресса татар.

Председатель Ассоциации «Халал-индустрия Казахстана» Марат Сарсенбаев разъяснил собравшимся важность и требования, предъявляемые к Халал-продукции. 

«Халал — это экологически чистый продукт, который выпускается при соблюдении таких требований: как отсутствие свинины, определенная техническая процедура при обработке мяса, резке животного, выращивание животных исключительно на экологически чистом корме и т.д.», – напомнил он.

Главный вопрос, который возник после выступления Сарсенбаева, это гарантия соблюдения всех перечисленных требований. Каждый предприниматель, чья деятельность связана с производством, транспортировкой и реализацией Халал-продукции должен нести ответственность за соблюдения необходимых правил. Однако зачастую, как говорят эксперты, производители используют логотип Халал, не имея разрешающего  сертификата, вводя тем самым покупателей в заблуждение. Соответственно, создается впечатление о недобросовестности Халал-производителей.

О культуре питания, о здоровом образе жизни рассказала доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гастроэнтерологии Медицинского университета Астаны, президент Ассоциации гастроэнтерологов Казахстана Роза Бектаева. 

Стоит отметить, на круглом столе говорилось о том, что Халал – это не только продуты питания, но и образ жизни, со всеми требованиями, которые должен соблюдать человек. Так, председатель чечено-ингушского ЭКО «Вайнах» Салман Героев поднял вопрос о важности нравственного воспитания молодежи. 

«Прежде чем что-то менять в своей жизни, необходимо, в первую очередь, изменить свои мысли. Необходимо помнить, что слово «Халал» в Исламе означает «разрешенное», «правильное», — заявил общественный деятель.

В ходе мероприятия председателем ТОКЦ «Дуслык» Я. Низамутдиновой был поднят вопрос о необходимости  разработки Закона о маркировке Халал-продукции и создании Агентства развития Халал-индустрии Казахстана. Участниками было принято решение организовать мониторинг выпуска на территории РК Халал-продукции и выявления недобросовестных производителей низкокачественных  продуктов. Помимо этого, как подчеркнула Низамутдинова, необходимо проводить исследование и распространение информации по проблемам и правам  потребителей Халал, а также осуществить прием заявлений и жалоб от потребителей Халал. 

Медиацентр Ассоциации татар и башкир Казахстана